В Матаеси кобудо изучают много разных видов оружия, которые условно делятся на четыре категории — длинное, короткое, гибкое и кулачное оружие. Наш сенсей, Андреа Гуарелли, считает, что чтобы поддерживать себя в форме ученик должен практиковать минимум одно оружие каждого вида. На коллаже выше представлены основные виды оружия, которые мы изучаем.
Обучение кобудо начинается с изучения шеста Бо, парных трезубцев Саи, парных дубинок с поперечными ручками Тонфа, и Нунчаку. Это основные виды оружия, которые, по моему мнению, позволяют понять ключевые принципы школы и приучить тело работать в стилевой манере. В дальнейшем в программу добавляется более широкий арсенал, примерно по два вида оружия в год. При этом практика с базовыми видами оружия не прекращается, а приобретает новые формы, их часто используют в парной работе против новых предметов.
Немного подробнее о разных видах оружия:
Бо
Шест Бо (его еще называют рокусяку бо, шест длинной 6 сяку) — первое оружие, с которым встречается ученик в кобудо. На основе действий с шестом в кобудо выстраивается работа с любым длинным оружием, принципы работы с бо, с небольшими изменениями, переходят во многие виды короткого и некоторые — гибкого оружия. Именно в упражнениях с бо вы учите стойки, основы передвижений с оружием, выстраиваете работу с телом.
В школе Матаеси кобудо работа с бо идет обеими сторонами шеста, при стандартном хвате оба конца шеста равны. Есть и перехваты с удлинением бьющей части. Удары наносятся как рубящие, так и тычковые в уязвимые части тела оппонента, есть финты и обманки. В целом, шест сам по себе — очень интересное и наиболее подробно изучаемое оружие школы.
Сай
Парные трезубцы сай — второе оружие, с которым знакомятся занимающиеся кобудо. Есть несколько версий появления, начиная от китайской заколки для волос, и заканчивая рыболовным инструментом. Саем можно колоть, бить его можно метать. Техника работы саем позволяет бить прямые удары а ля цки навершием рукоятки, удерживая его вдоль предплечья. Смена рабочего положения сая осуществляется его вращением вокруг большого пальца руки, при помощи уса.
Помимо известной на западе «стандартной формы» есть еще и мандзи сай, у которого один ус загнут вверх, другой — вниз.
Интересный факт — в нескольких ката с саем включен бросок одного оружия в противника. В одном из ката исполняющий использует аж три сая.
Нунчаку
В кобудо нунчаку — четвертое оружие, которое необходимо обычно знать на первый дан. Представляет оно из себя две палки размером примерно от кисти до локтя руки оператора (каждая). У нас приобрели широкую известность, в том числе, благодаря фильмам с Брюсом Ли.
Исторически, как обычно, есть несколько версий происхождения этого оружия. Самая распространенная — что это цеп для молочения чего-то там сельскохозяйственного, есть и более экзотические варианты — например, что это часть лошадиной упряжи. Даже внутри школы истории могут разниться от мастера к мастеру.
В IMKA нунчаку относят к т.н. скрытому оружию, т.е. тому, что используется, когда основное оружие недоступно. Наш руководитель говорит, что это историческое разделение.
В наше время есть куча вариантов формы нунчаку и материала рукояток, есть варианты с цепью, есть варианты с веревкой. Многообразие достаточно большое, каждый вариант имеет свои плюсы и свои минусы, разницу в динамике. Я рекомендую лично пробовать разные нунчаку и выбрать то, что наиболее подходит для тренировок именно вам.
Текко, Текчу
Изначально текко, также известное как «железная рука», — это лошадиное стремя. Его было легко раздобыть и переделать в кастет. Текко получило широкое распространение благодаря тому, что его было просто взять с собой, а также спрятать. Не удивительно, что в 20-х годах прошлого века оно стало популярным оружием в уличных схватках.
В 1934 году текко было официально включено в систему окинавского кобудо. Это произошло, когда Синпо Матаеси вернулся из Китая и привез с собой несколько вариантов текко. Впоследствии он описал техники применения этого оружия.
Матаеши научил искусству владения текко всего лишь нескольких своих студентов. Несмотря на то, что в наши дни неизвестно ни одной традиционной ката с этим оружием, оно было адаптировано для использования в нескольких ката карате. Например, Матаеси посоветовал Андреа Гуарелли включить текко в одно из ката годзю рю. Некоторые студенты Синпо и Синко Матаеси создали свои собственные ката с текко — в том числе формы, известные как kakazu,odoиkanei.
Хотя история появления текчу (tecchu — представлено на картинке выше) доподлинно неизвестна, некоторые полагают, что его прообразом послужил инструмент для починки рыбацких сетей. Он предназначен для поединка в воде и, как и текко, одевается на руку. С его помощью можно наносить колющие удары, а также метать его в противника. Жители Микронезии используют похожее оружие под названием «акулий кастет». Его изготавливают из мангрового дерева, в котором закрепляют акульи зубы.
Суручин
Суручин — веревка с двумя камнями на концах. Синпо Матаеси был признанным мастером suruchin-jutsu. Существует мнение, что искусство владения этим оружием теряется корнями в глубоком прошлом, когда его использовали в основном против животных. Что же касается его применения в современном поединке против человека, система Матаеси кобудо обучает, как использовать это оружие, чтобы нанести удар, опутать конечности или шею противника.
В школе Матаеси, его длина пропорциональна росту того, кто его использует. Синпо Матаеси предпочитал с его помощью захватывать оружие противника, тем самым легко его обезоруживая. Он также мог продемонстрировать технику блокирования, подразумевающую два этапа. Сперва оружие соперника обездвиживается при помощи суручина, затем его свободным концом производится быстрая контратака по жизненно важным точкам соперника.